20 августа отметил свое 100-летие Иван Евгеньевич Кладкевич, участник Великой Отечественной войны, член президиума Тверской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, почетный гражданин города Твери и Тверской области, рассказывает Государственный архив Тверской области.
Из книги И.Е. Кладкевича «Гвардии рядовой Великой Отечественной»:
«Наконец, в июле 42-го ему пришла повестка. В военкомате его направили в Златоустовское военное пулеметное училище. Военную присягу Иван Кладкевич принял 24 августа 1942 года. Как указано в военном билете офицера запаса, с этого месяца и до апреля 44-го Кладкевич проходил службы рядовым и на должностях сержантского состава.
Когда под Сталинградом (декабрь 1942 года) дела были плохи, из курсантов-добровольцев этого училища 500 человек сформировали курсантские эшелоны. Говорили, что повезут под Сталинград. Как потом узнал Иван Евгеньевич, почти все эшелоны действительно направили под Сталинград, но его эшелон попал на Ржевско-Вяземское направление – в 31-ю гвардейскую стрелковую дивизию, дислоцирующуюся в Калужской области.
<…>
Кладкевича назначили командиром пулемётного расчёта в 99-й гвардейский стрелковый полк. Пулемёт станковый, на колёсиках, системы «Максим». В рядах этого полка рядовой Кладкевич сражался против гитлеровцев в январе-феврале 1943 года. До 25 февраля дивизией командовал генерал-майор Александр Фёдорович Наумов.
<…>
С декабря 1942 года по февраль 1943 года шли тяжелые наступательные бои – разведка боем с целью вскрыть систему обороны противника, а 22 февраля 1943 года началось большое наступление наших войск. Пулемётный расчёт состоял из трёх человек, включая командира, которым был назначен Иван Кладкевич. Командир взвода удивлялся, как хорошо Кладкевич знал устройство пулемёта, и говорил, что надо других бойцов научить так же.
… В этот день расчёт много стрелял, и по ним стреляли, по пулемёту – из орудий, миномётов. Штук семь пулемётных лент заранее набили патронами 7,62-миллиметрового калибра. Одну ленту набили патронами с трассирующими пулями: «Мы пацанами еще были, хотели попробовать. Гранат нам не давали, только стрелкам. На хватало тяжёлого пулемёта, хоть он был на лыжах. И ленты мы пристроили на лыжи». Командир взвода похвалил: «Молодцы! Проявили смекалку!». После артиллерийской подготовки подали сигнал к атаке: «За родину! За Сталина! Вперёд!».
«И мы пошли в цепи, — воспоминания ветерана до сих пор не потускнели. – Пробежали метров двести, залегли, израсходовали две ленты. Благодаря хорошо отработанной слаженности расчёта с приданным стрелковому батальону вооружением (танки, артиллерия) наша рота успешно продвигалась вперёд. Под его прикрытием мы продвинулись ещё на двести метров и расстреляли ещё две ленты. Танк ушёл вперёд, мы пробежали метров сто, и здесь нас засекли, взяли в вилку. Быстро зарыться в снег было невозможно, так как он был покрыт коркой наста, а открытая почва промёрзла насквозь».
Наши пулемётчики лежали как на ладони, не замаскироваться. Одна из мин разорвалась рядом, убило обоих товарищей Ивана. Они были из Златоустовского пулемётного училища, обоим лет по восемнадцать. Осколки попали наводчику в голову, другому – в нижнюю часть туловища, он истёк кровью. Самого Ивана тяжело ранило, ему перебило стопы обеих ног. Иван лежал на поле боя с полудня до сумерек без сознания – это и спасло его, потому что не шевелился. Днём температура воздуха была не очень низкой: градусов 5-7 ниже нуля. Но ночью можно было и замёрзнуть. Уже в темноте командир роты шёл по цепи роты, потрогал его, тут Иван ойкнул, и командир сказал: «Ты жив?» — «Вроде жив» — «Жди, сейчас санитаров пришлю, заберут тебя».
Лучше документов о человеке может рассказать только он сам. Предлагаем послушать запись с рассказом И.Е. Кладкевича о его семье, жизни и военной службе. Аудиозапись была сделана 12 июля 2022 г. при встрече ветерана с тверскими архивистами. Также прилагаем часть фотографий, которые Иван Евгеньевич передал на хранение в областной архив.